Макаров Степан Осипович
(27 декабря 1848 – 31 марта 1904)




Степан Осипович Макаров

  • Осип (Иосиф) Фёдорович Макаров – отец (1813 – 1878)
  • Елизавета Андреевна (Кириллова) Макарова – мать
  • Иван Осипович Макаров – старший брат (18.. – 18..)
  • Яков Осипович Макаров – старший брат (1843)
  • Анна Осиповна Макарова (Скрынникова) – сестра
  • Елизавета Осиповна Макарова – сестра
  • Капитолина Николаевна Якимовская – жена (1859 – февраль 1946)
  • Ольга Степановна Макарова – дочь (1882 – 1886)
  • Александра Степановна Макарова (Голубева) – дочь (1886 – 02.02.1982)
  • Вадим Степанович Макаров – сын (1892 – 02.01.1964)
Русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
Родился в Николаеве (ныне Украина) в семье морского офицера штабс-капитана Осипа (Иосифа) Фёдоровича Макарова (1813-1889) и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. В 1858 году отца перевели на Дальний Восток в Николаевск-на-Амуре, где в 1865 году Степан Осипович окончил Мореходное училище.
Вся дальнейшая жизнь Степана Осиповича была связана с морем. Женился он в тридцать лет – за учебой да войнами было не до женитьбы. Он в море был как дома, а на берегу – в гостях. Но однажды на пароходе «Великий князь Константин» он перевозил пассажиров из Константинополя в Россию. Одна из пассажирок – юная Капитолина Николаевна Якимовская разбила сердце капитана. Они обвенчались через год в Одессе 2 сентября 1879 года.
Во время русско-турецкой войны одним из первых в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно «Интибах». Во время Ахал-текинской экспедиции (1880-1881) занимался организацией снабжения водным путем из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант братания у георгиевских кавалеров). Командовал пароходом «Тамань» (1881-1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886-1889), на котором совершил кругосветное плавание и занимался океанографическими исследованиями.
В 1892-1897 гг. Макаров жил в Петербурге, исполнял должность главного инспектора морской артиллерии (1891-1894), младший флагман Практической эскадры Балтийского моря и командующий эскадрой в Средиземном море (1894-1895), командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896-1898), главный командир Кронштадтского порта и губернатор Кронштадта (1899-1904).
С. О. Макаров был один из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897-1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа. После начала русско-японской войны назначен 1 февраля 1904 года был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Лишь в 2006 году китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура, были найдены останки шести тел, на одном из которых были частично сохраненные адмиральские знаки различия. Останки были переданы китайским властям, которые захоронили их в братской могиле, на месте укреплений Литеры Б, но так как экспертиза по идентификации останков не проводилась, имя адмирала остаётся неизвестным.
В семье Макаровых почти все по мужской линии были связаны с морской службой. Морским офицером стал и сын погибшего адмирала – Вадим Степанович, окончивший Морской корпус в 1911 году. Офицерскую службу В. С. Макаров начал на крейсере «Адмирал Макаров», на котором участвовал в Первой мировой войне. Потом служил на эсминце «Орфей» и в Артиллерийском управлении. В гражданскую войну воевал на стороне белых у адмирала А. В. Колчака, где получил чин старшего лейтенанта. После войны эмигрировал в США и в 1923 г. поселился в Нью-Йорке. Его жизненный путь вполне опроверг расхожее мнение о том, что на детях гениев природа отдыхает. Кроме успешного занятия коммерцией, Вадим Степанович разрабатывал системы вооружения для флота США. Почетный гражданин Бостона, он был членом-основателем Общества русских морских офицеров в Америке и инициатором сбора материалов для архива и музея Российского флота. В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований (1886)
После смерти адмирала осталось множество его научных трудов. Кроме этого в его творческом наследии имеется большая статья, которую автор облёк в форму фантастической повести и в ней излагал свои взгляды на тактику военно-морского флота. В февральской и мартовской книжках «Морского сборника» за 1886 год он опубликовал работу под невзрачным названием «В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований». В этой работе Степан Осипович описал вымышленную войну Синей и Белой республик в Тихом океане. В стороне от морских путей, к востоку от Новой Зеландии, на соседних островах, возникли неведомые никому на свете две во всем сходные республики с высоко развитой оригинальной культурой. Настал день, когда правителям этих республик «наскучило изолированное положение в мире», и они, прослышав о несогласиях и неустройстве, царящих в Европе и других культурных странах, решили «сбросить таинственное покрывало и смело положить свой меч на весы политического равновесия всего мира».
«Весь мир был как громом поражен неожиданным известием о появлении у берегов Австралии грозного броненосного флота в 60 вымпелов, принадлежащего какому-то государству, о существовании которого никто не знал… Все спрашивали себя, что это за новое государство, называющее себя Соединенною Республикой, и каким образом создался незаметно ни для кого грозный флот, который только что обложил все берега Новой Голландии и уничтожил суда прибрежной обороны ранее, чем на них успели развести пары. Сидней трепетал… Все засуетились. Банкиры бежали… Со стороны островитянам хорошо был виден всемирный вред, происходящий от натянутых отношений между всеми европейскими нациями, и вызываемые этим огромные расходы на содержание войск. Вечные интриги и постоянные притязания англичан с их безграничными интересами окончательно вывели из терпения островитян, которые решили рассечь все дипломатические узлы одним взмахом меча и переместить центр политического равновесия на Тихий океан. Довольно европейцы правили всем миром, пора уступить место их антиподам. Обе республики решили выйти из таинственного положения, захватить некоторые колонии европейцев и потребовать собрания всемирного конгресса для окончательного подписания условий о роспуске войск в Европе и о вечном мире».
Бороться за мир островные республики начали после того, как окончилась ожесточенная война, возникшая между ними из-за ничтожного повода. В ходе этой борьбы наглядно выявились достоинства и недостатки кораблей обоих противников и действенность тактических приемов. Во главе флотов стояли два выдающихся флотоводца, придерживавшиеся двух противоположных систем тактических взглядов. На фоне военных событий, во время которых сталкиваются противоположные тактические принципы, Макаров и высказывает свои тактические взгляды. Делая акцент на описаниях воображаемых битв, адмирал указывал на необходимость переоснащения, усовершенствования российского флота.
Награды и звания
  • 1880 – Малая золотая медаль Русского географического общества
  • 1887 – премия Российской Академии наук за работу «Об обмене вод Черного и Средиземного морей»
  • 1890 – произведен в контр-адмиралы
  • 1893 – премия Российской Академии наук за работу «Витязь» и Тихий океан».
  • 1895 – Медаль имени графа Ф. П. Литке Русского географического общества
  • 1890 – произведен в вице-адмиралы
  • 1899 – член-корреспондент Главной Физической Обсерватории
Отдельные издания
  • В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований: [Отдельный оттиск из № 2 и № 3 «Морского сборника»]. – СПб.: Типография Морского министерства в Главном Адмиралтействе, 1886. – 62 с. (о)
Публикации в периодике и сборниках
  • В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований // Морской сборник (Санкт-Петербург), 1886, №2 и №3 – [Без указания фамилии автора]
Научные труды
  • Инструмент Адкинса для определения девиации в море // Морской сборник, 1867, №10 – с.82-84 – [Подписано: С. М.]
  • Броненосная лодка «Русалка» (средства, предлагаемые для усиления пловучести лодки) // Морской сборник, 1870, №5 – с.1-22, №6 – с.1-18
  • О прекращении подводной течи на судах: Необходимость иметь на судах средства для заделывания пробоин (пластырь) // Морской сборник, 1873, №5 – с.
  • Трюмы двухдонных судов // Морской сборник, 1874, №3 – с.125-140
  • О непотопляемости судов // Морской сборник, 1875, №6 – с.
  • Средства против потопления судов. Причины потопления фрегата «Vanguard». Недостатки в системе непроницаемости переборок, в самих переборках и дверях и механические недостатки принятых средств. Непотопляемое судно // Морской сборник, 1876, №1 – с.
  • О содержании в исправности непроницаемых переборок и водоотливных приспособлений // Морской сборник, 1876, №7 – с.15-38
  • Крейсерство парохода «Великий князь Константин» под начальством Макарова по Черному морю и рапорты его // Морской сборник, 1877, №№1-3
  • Предположения об устройстве морской части в Закаспийском крае // Морской сборник, 1882, №4 – с.
  • Об обмене вод Черного и Средиземного морей: Исследование флигель-адъютанта капитана I ранга С. О. Макарова. – СПб.: Издание Академии Наук, 1885 (приложение к II тому 3. H. A. H. №6).
  • О двойственных течениях в проливах. Известия И. Р. Г. О. 1886, т. XXII.
  • Сведения о плавании корвета «Витязь». Замечания командира корвета «Витязь» Макарова по воем частям, по окончании кругосветного плавания с 1886 по 1889 гг. // Морской сборник, 1891 – с.
  • Об уменьшении гибельных последствий при столкновении // Морской сборник, 1891, №6 – с.
      То же: СПб.: Издание Морского Министерства, 1891
  • О трудах русских моряков по исследованию вод Северного Тихого океана // Морской сборник, 1892, №5 – с.
      То же: СПб.: Издание Морского Министерства, 1892
  • Об изменении удельного веса морской воды. Оттиск журнальной статьи, СПб, 1894
  • Разбор элементов, составляющих боевую силу судов // Морской сборник, 1894, №6 – с.
  • О необходимости международного соглашения на опубликование материалов, заключающихся в морских метеорологических журналах // Морской сборник, 1894, №10 – с.
      То же: СПб.: Издание Академии Наук, 1894
  • «Витязь» и Тихий океан». Гидрологические наблюдения, произведенные во время кругосветного плавания корвета «Витязь» 1886–1889 гг. В 2-х томах. – СПб, 1894
  • О средствах для сохранения целости борта судов при столкновении // Морской сборник, 1895, №5 – с.
  • На пароходе «City of Peking» торгового флота // Морской сборник, 1896, №6 – с.
  • Возможно ли искусственным путем воспрепятствовать замерзанию бухты Золотой Рог // Записки общества изучения Амурского края, V том, вып.1. – 1896 – с.
  • Рассуждения по вопросам морской тактики // Морской сборник, 1897, №№1, 4, 7
  • Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов. Доклад // Морской сборник, 1897, №7 – с.
      То же: СПб.: Издание Академии Наук, 1897
  • С. О. Макаров и Ф. Ф. Врангель. Об исследовании Северного Ледовитого океана. Лекция, Изв. Русск. Географического общества, т. 33, вып. 5. – СПб, 1897
  • Об однообразии в судовом составе флота // Морской сборник, 1898, №4 – с.
  • Рассуждения по вопросам непотопляемости судов // Морской сборник, 1898, №7 – с.
  • Отчет вице-адмирала Макарова об осмотре им летом 1897 г. по поручению министра финансов С. Ю. Витте морского пути на p.p. Обь и Енисей. – СПб.: Издание департамента торговли и мануфактур, 1898
  • С. Макаров и Р. Рунеберг. О постройке ледоколов // Морской сборник, 1898, №10 – с.
      То же, СПб, 1898
  • «Ермак» во льдах»: Описание постройки и плаваний ледокола «Ермак» и свод научных материалов, собранных в плавании. В 2 частях с 152 иллюстр. и 4 картами. – СПб, 1901
  • Броненосцы или бездонные суда // Морской сборник, 1903, №4 – с.
  • Без парусов. Морская практика // Морской сборник, 1903, №7 – с.
      То же: СПб.: Издание Морского Министерства, 1903
  • Извлечения из отчета Главн. командира Кронштадтского порта вице-адмирала Макарова и собрание его же приказов, обязательных постановлений и циркуляров по Кронштадтскому порту, городу и гарнизону 1900-1904 года. – Кронштадт, 1904
  • Секретная записка С. О. Макарова о 20-летней судостроительной программе // Морской сборник, 1913, №9 – с.

© Виталий Карацупа, 2015