• То же: В рус. пер. «Дом прокурора»
  • То же: В рус. пер. «В доме судьи»
  • То же: В рус. пер. «Дом, который все помнит»

Рассказ Брэма Стокера «Дом Судьи» (The Judge's House, 1891) начинается с того, что Джон Мур после приезда в тихий городок Бенчерч для подготовки к экзаменам, снимает себе недорого дом. Он не знал, что местные жители обходят это пустующее жилье стороной и называют его не иначе, как Дом Судьи. Когда-то очень давно в нем жил очень суровый судья, который прославился как настоящий вешатель. При любой возможности он выносил смертный приговор, а с самим домом было связано что-то страшное и таинственное.

Но Мур все же селится в нём. В первые вечер и ночь с ним ничего особенного не случилось, разве что крысы шуршали за дубовыми панелями, да одна очень большая и жирная взобралась на противоположное кресло и не шевелясь уставилась на человека. Парень схватил кочергу, но крыса скоро убежала по веревке колокола, висящего в углу комнаты, и скрылась в дыре, проделанной в одной из картин, висящих на стене. Во второй вечер, когда Мур обложился учебниками и занимался, эта огромная вновь уселась в кресле напротив.

Местный доктор Тронхилл, когда Мур рассказал ему о странной крысе, очень заинтересовался тем, что путь крысы всегда пролегал по веревке колокола. Он объяснил студенту, что когда хозяин этого дома, судья, выносил смертный приговор, несчастного вешали именно на ней. И попросил, чтобы тот в случае, если и в эту ночь что-нибудь произойдет, обязательно позвонил в колокол. Вечером Мур решил обследовать место, куда скрывается крыса и подошел к картине, за которой была дыра. Тут только он внимательно рассмотрел этот старый портрет. «На нем был изображен Судья. У него было суровое, безжалостное лицо, с крючковатым носом и яркими жестокими глазами. Вглядываясь в них, Мур почувствовал, что видел этот взгляд раньше: глаза огромной крысы были точно такими же. Судья сидел на кресле с правой стороны камина. В углу с потолка свешивалась веревка. Мур с ужасом узнал комнату, в которой находился сейчас».

Когда же он решил устроить крысиную охоту, случилось что-то страшное. На картине исчезла фигура судьи, которая в это же самое время появилась на том самом кресле, где до этого восседала странная крыса. А когда на рыночной площади часы пробили двенадцать, судья медленно поднял черную шляпу, надел на голову, встал с кресла и поднял, перегрызенную крысой, веревку с пола. Затем он сделал на ее конце петлю и медленно двинулся к парню. Он раз за разом пытался набросить на его шею петлю, не отводя от студента безжалостного взгляда. Студент от страха покрылся липким потом и в конце концов на его шею повисла страшная веревка.

«Судья поднял негнущееся тело студента, поднес его к креслу и поставил на него. Потом протянул руку и ухватился за висящую веревку колокола. Испуганные крысы с писком бросились к дыре в потолке и мгновенно исчезли. Судья привязал веревку к петле, охватывающей шею Мура, и выдернул кресло из-под ног студента. Когда раздался звон колокола, сотни людей с фонарями и факелами окружили дом Судьи. Они сломали двери и ворвались в огромную столовую. На веревке колокола висело тело студента. Судья смотрел на него с портрета. На этот раз на его лице играла торжествующая улыбка».


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ