Машина славы





Изобретение барона Боттома, инженера Батибиуса Боттома, является главным действующим лицом рассказа Огюста Вилье де Лиль-Адана «Машина славы» (1883). Короче говоря, машина Боттома специально предназначена для удовлетворения особ того и другого пола, именуемых драматургами, кто от рождения не оказался наделен талантом, но кто за наличный расчет может обзавестись миртами какого-нибудь Шекспира. Это изобретение представляет собой аппарат, построенный в одной из служебных комнат театра, встраиваемый с помощью электрических проводов в каждое кресло театра и «обслуживающий» буквально каждого зрителя. При наличии машины славы отпала необходимость интерпренерам нанимать клаку, потому как, из скрытых фонографов теперь можно как восхвалить то или иное произведение, так и освистать его. Для этого же с зал может малыми порциями подаваться как слезоточивый, так и веселящий газы. Механические руки оснащены букетами роз и венками мирты, такие же руки в лайковых перчатках могут создать в зале шквал аплодисментов. И это еще самая малая часть того, что имеет в своем багаже это гениальное изобретение барона Боттома. И не удивительно, что даже самый равнодушный зритель, засыпающий на какой-нибудь пьесе, слыша, что творится вокруг, легко заражается общим воодушевлением. Собственно говоря, в окончательном варианте зрительный зал и представляет собой эту Машину, а каждое произведение, попадая в зал, сразу же становится шедевром. А еще эта удивительная машина заменяет собой целую армию нанимаемых Критиков, т.к. заготовлено целый ворох клише статей, которые можно чуть подкрасить и пустить в оборот сотрудниками барона. А еще вышеупомянутая машина предназначена для вручения под гром аплодисментов Автору «во имя потомков, его собственный бюст».
И последнее. «Если Сочинитель пожелает, чтобы слава его гремела не только в настоящем и будущем, но даже и в прошлом, так и на этот случай барон все предусмотрел: Машина может действовать и в обратном направлении. Действительно, трубы с веселящим газом, ловко проложенные на перворазрядные кладбища, должны каждый вечер насильно вызывать улыбку у предков, покоящихся в могилах». Во как!

© Виталий Карацупа, 2006