Баратынский Евгений Абрамович
(19 февраля (2 марта) 1800 – 29 июня (11 июля) 1844)


Евгений Баратынский



Русский поэт, представитель пушкинской плеяды. Родился в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье: был сыном генерал-адъютанта Абрама Андреевича Баратынского и фрейлины Александры Федоровны, урожденной Черепановой. Как утверждает «Энциклопедия Брокгауза – Ефрона» (1890-1907), более правильное написание его фамилии – Боратынский.
В детстве у Евгения дядькой был итальянец Боргезе, и мальчик рано ознакомился с итальянским языком; вполне овладел он также французским, принятым в доме Баратынских, и лет восьми уже писал по-французски письма. В 1808 году его отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. После смерти отца воспитанием десятилетнего сына занялась мать, образованная и умная женщина. С 1812-го года он учился в Петербурге в Пажеском корпусе, из которого был исключен в 1816 году за серьезные мальчишеские проделки, одна из которых граничила с кражей, без права поступления на какую-либо государственную службу, кроме военной. Покинув пажеский корпус, Баратынский несколько лет жил частью с матерью в Тамбовской губернии, частью у дяди, брата отца, адмирала Богдана Андреевича Баратынского, в Смоленской губернии, в сельце Подвойском, где и начал писать первые стихи. Начиная с французских куплетов, он постепенно перешел на русскую поэзию.
В 1819 году, по совету родных, поступил рядовым в гвардейский Егерский полк в Петербурге. Параллельно с этим у Баратынского поэзия начала занимать большое значение в жизни, он начал искать знакомства с писателями. Антон Дельвиг, которому Баратынский показал свои стихи, знакомит его с Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым и Жуковским. Тогда же, благодаря тому же Дельвигу, его стихи начали появляться в печати. В следующем, 1820 году, поэт был произведен в унтер-офицеры и переведен в Нейшлотский полк, расположенный в Финляндии, в укреплении Кюмени и его окрестностях. Осенью 1824 года Баратынский получил разрешение приехать в Гельсингфорс и состоять при корпусном штабе генерала Закревского. В апреле 1825 года он был произведен в офицеры, а Нейшлотский полк назначается в Петербург держать караулы. В Петербурге Баратынский возобновил свои литературные знакомства. Осенью того же года Баратынский возвратился с полком в Кюмень, ездил ненадолго в Гельсингфорс, затем вышел в отставку и переехал в Москву. В Москве, 9 июня 1826 года, Евгений Абрамович женился на Настасье Львовне Энгельгард; тогда же он поступил на службу в Межевую канцелярию, но скоро вышел в отставку. Его жизнь после 1826 года становится однообразной, жена не была красива, но отличалась умом ярким и тонким вкусом. Он жил то в Москве, то в своем имении, в сельце Муранове (неподалеку от Талиц, близ Троицко-Сергиевской лавры), то в Казани, много занимался хозяйством, ездил иногда в Петербург, где в 1839 году познакомился с М. Ю. Лермонтовым.
Известность Баратынского, как поэта, началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» (одной книжкой, с любопытным предисловием автора) и в 1827 году первого собрания лирических стихотворений. В 1828 году появилась поэма «Бал», в 1831 году – «Наложница» («Цыганка»), в 1835 году – второе издание мелких стихотворений в двух частях. Но Баратынский писал мало, долго работая над своими стихами и часто коренным образом переделывая уже напечатанные. Его стиль не прост, он любил странные выражения, охотно употреблял славянизмы и неологизмы в архаическом духе, так что о значении иных выражений Баратынского приходится догадываться. Тон поэта почти всегда приподнят, иногда высокопарен. Особенное затруднение представляет то причудливое расположение слов, которое почему-то нравилось Баратынскому. Но насыщенная мыслью поэзия Баратынского получила высокую оценку Пушкина и Белинского. Будучи истинным поэтом, он вовсе не был литератором; для того, чтобы писать что-либо, кроме стихов, ему нужна была внешняя причина.
Когда в 1831 году И. В. Киреевский, с которым поэт сошелся близко, предпринял издание «Европейца», он решил писать для него прозой, написав, между прочим, мистическую повесть «Перстень». Это произведение оказалось, собственно, единственным прозаическим произведением Баратынского. Правда, был еще незаконченный и не дошедший до нас роман, а также сатирическая аллегория «История кокетства» (1821), были также и литературно-полемические выступления в своих письмах. Элемент фантастики можно найти в стихотворении «Последняя смерть», которое было написано в 1827 году. В нем герой в своих мечтах отправляется в утопическое будущее, где «мир явил мен дивный сад», искусственные острова, человек победил разрушительные силы природы и посвятил себя искусству и счастливому созидательному труду – «…Вот разума великолепный мир!». Затем герой переносится еще через века и перед ним расстилается сытый и довольный мир, утопающий в лености и неге, где человек стал глуп и бесплоден. Прошли еще века. Нашему герою представился разгул смерти, города стояли в развалинах, доживали свои дни последние из людей («как древние столпы на рубежах, последние семейства истлевали») и, в конце концов, Земля осталась без людей и животных («величествен и грустен был позор пустынных вод, лесов, долин и гор»). Есть в багаже Баратынского также стихотворение «Смерть поэта» (1835), в котором поэт фантазирует о том, что в будущем «вновь Эллада ожила, собрала свои народы и столицы подняла; в ней опять цветут науки, носит понт торговли груз и не слышны лиры звуки в первобытном рае муз!». Но пуст цветущий Парнас, а «нежданный сын последних сил природы» последний на Земле поэт, воспевающий любовь и красоту был не воспринят торговым людом Эллады. Его осмеяли и он бросился с высокой скалы. Фантастические мотивы присутствуют также и в поэме «Переселение душ» (1828-1829).
Осенью 1843 года Баратынский осуществил свое давнее желание – предпринял путешествие за границу. Зимние месяцы 1843-44 годов он провел в Париже, где познакомился со многими французскими писателями (А. де Виньи, П. Мериме, оба Тьерри, М. Шевалье, Ламартин, Ш. Нодье и другими). Чтобы познакомить французов со своей поэзией, русский поэт перевел несколько своих стихотворений на французский язык. Весной 1844 года из Парижа он отправился через Марсель морем в Неаполь. Сразу же по приезде с женой Баратынского сделался болезненный припадок, который настолько подействовал на поэта, что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 29 июня 1844 года, он скоропостижно скончался. Тело его перевезено в Петербург и погребено в Александро-Невском монастыре, на Лазаревском кладбище.
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
  • Валерий Николаевский. Баратынский: [Очерк о поэте] / Рис. Геннадия Новожилова // Смена, 1975, №3 – с.24-26
  • И. Н. Фомина. Евгений Абрамович Баратынский (1800 – 1844) // Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.693-694
  • Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) // Русская фантастическая проза эпохи романтизма. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990 – с.621-624
  • М. Переслегина. Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь: В 3 частях. Ч.3. – М.: Либерея; Российская государственная детская библиотека, 2000 – с.40-44
  • Руслан Киреев. Магдалина Евгения Баратынского // Литература: приложение к газете «Первое сентября», 2003, №8 – с.3-4
      То же: Р. Киреев. Богини Парнаса: О тех, кого любили русские поэты. – М.: Глобулус, НЦ ЭНАС, 2005 – с.
  • Руслан Киреев. Магдалина Евгения Баратынского // Р. Киреев. Богини Парнаса: О тех, кого любили русские поэты. – М.: Глобулус, НЦ ЭНАС, 2005 – с.
  • Руслан Киреев. «Некающаяся» Магдалина: Евгений Баратынский и Аграфена Закревская // Р. Киреев. Истории любви; Пленники муз; Как любили великие поэты. – М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2007 – с.

© Виталий Карацупа, 2005-2017