Вельтман Александр Фомич
(8 (20) июля 1800 – 11 (23) января 1870)


Александр Вельтман
Александр Вельтман



«Добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»
(И. И. Срезневский)

Русский писатель, поэт, ученый, историк, археолог, языковед, директор Оружейной палаты, член-корреспондент Российской Академии наук и Русского археологического общества, член Общества любителей русской словесности, Общества истории и древностей российских.
Родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего шведского беспоместного дворянина (происходит от шведской фамилии Weldman), гвардейского поручика. Отец принял российское подданство в 1786 году и служил в лейб-гвардии гренадерского полка. Мать научила Александра читать и писать в пять лет, а позднее в нескольких частных пансионах он основательно изучил французский и немецкий языки, научился прекрасно играть на скрипке и гитаре. В 1811-1812 гг. поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. Во время Отечественной войны 1812 года семья переехала в Кострому, возвратившись в сожженную Москву через некоторое время. Спустя два года, в 1814 году Вельтман перешел в частный пансион Терликова, а в 1816-м – в Московскую школу для колонновожатых, готовившем топографов, военных инженеров и артиллеристов, и откуда в следующем году был выпущен офицером в свиту Его Величества по квартирмейстерской части. В конце 1817 года Вельтмана зачисляют в армию. Почти пятнадцать лет Александр Фомич посвятил военно-межевой службе в Бессарабии, много путешествовал (был свидетелем турецкого восстания 1821 г.). Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (старший адъютант при главной квартире генерального штаба), получил орден за храбрость и вышел в отставку в 1831 году по состоянию здоровья в чине полковника, полностью посвятивши себя писательству и научной деятельности. Жил в Москве, увлекался археологией и историей. Много сил отдал работе в Оружейной палате в Москве, где по протекции М. Н. Загоскина с 1842 года состоял в должности помощника директора. В 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отдельно принадлежит ему. В 1854-м в признании заслуг Вельтмана его избирают членом-корреспондентом Академии наук. В 1852 году его назначили директором Оружейной палаты, на посту которого он пробыл до самой смерти. Под руководством А. Ф. Вельтмана здесь начинается работа по созданию первой научной описи экспонатов, выполнявшаяся сотрудниками музея несколько десятилетий. Тогда же были заложены основы планомерной научно-исследовательской работы, создается научная библиотека Оружейной палаты.
За 40 лет литературной работы издал огромное количество произведений. Автор пятнадцати романов, десятков повестей и рассказов, А. Ф. Вельтман свой литературный путь начинал как поэт. В 1811 году, после поступления в Московский университетский благородный пансион, начал писать стихи, а уже в 1817-м, в бытность колонновожатым, он составил «Начальные основания арифметики». В том же году он собрал и переписал все свои произведения и составил без намерения публикации «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана» (так до середины 20-х годов он писал свою фамилию). Служа в армии, не прекращал писать. В Кишиневе сблизился с В. Ф. Раевским и сосланным сюда А. С. Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество), а плодом его пребывания в Бессарабии становится труд «Начертание древней истории Бессарабии» (1828). Под влиянием пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» он пишет романтическую поэму «Этеон и Лаида». После увольнения дебютировал и как романист.
Первая художественная публикация – стихотворная повесть «Беглец», вышедшая в журнале «Сын Отечества» в 1825 году (полностью отдельным изданием в 1831 г.). С 1829-го произведения писателя постоянно появляются в журналах. Следующая же стихотворная повесть «Муромские леса» (1831) была инсценирована в Большом театре, а «Песня разбойников» из нее становится чрезвычайно популярной. Затем, кроме массы повестей в стихах и прозы, последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «МММCDXLVIII год» (1833), «Кощей Бессмертный» (1833), «Святославич, вражий питомец» (1835), «Лунатик» (1836), «Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния» (1837), «Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.» (1837), «Сердце и думка» (1838), «Генерал Каломерос» (1840), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) и др. В период 1846-63 гг. он написал цикл из четырех авантюрных и бытовых романов под условным названием «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, нелишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьезное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти. Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности. Его произведения со сказочными сюжетами на основе славянской мифологии, вообще можно причислить к первым творениям славянской фэнтези. Надо сказать, Вельтман более чем за полвека до Г. Уэллса, в романе «Александр Филиппович Македонский» впервые использовал прием путешествия во времени. А его книга «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека», действие которой происходит через полторы тысячи лет, в 3448 году, стала первым русским утопическим романом.
Кроме беллетристики, Вельтман оставил после себя и несколько исторических исследований: «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Древние славянские собственные имена» (1840), «Достопамятности Московского Кремля» (1844), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др. Но в этих трудах Вельтман руководился той же фантазией, как и в беллетристике, почему они оказались лишены всякого значения. В 1851 году Н. А. Некрасов включил имя писателя в число «лучших наших повествователей и романистов… о которых не может умолчать критик, заговорив о современной русской словесности». А. Ф. Достоевский почитал романиста своим литературным учителем. Но, несмотря на бешеную популярность писателя при жизни, после смерти о нем быстро забыли. В этом сыграло также свою роль и то обстоятельство, что манера писателя не менялась по прошествии времени, и поздние произведения Вельтмана уже казались наивными и оторванными от жизни. Лишь в 1970-е годы было кое-что переиздано из его книг.
Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя несколько раз переизданной книги «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода «Слова о полку Игореве» под названием «Песнь ополчению Игоря...» (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и средневекового германского героического эпоса «Песнь о Нибелунгах». Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830-1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов. С 1850 года активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста, 1862) Елена Ивановна Вельтман, вторая жена писателя.
В 1868 году Елена Ивановна умирает, а через два года в Москве скончался и Александр Фомич Вельтман.
Произведения автора
    Романы
  • 1831-32 – Странник: В 3 частях
  • 1833 – MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека
  • 1833 – Кощей Бессмертный: Былина старого времени
  • 1834 – Лунатик
  • 1835 – Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира
  • 1836 – Предки Каломероса. Александр Филиппович Македонский
  • 1837 – Виргиния, или Поездка в Россию
  • 1837 – Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.
  • 1838 – Сердце и думка
  • 1840 – Генерал Каломерос
  • 1845 – Новый Емеля, или Превращения
  • Цикл «Приключения, почерпнутые из моря житейского»
      1846 – Саломея
      1856 – Чудодей (др. назв. «Баловень Судьбы»)
      1862 – Воспитанница Сара
      1863 – Счастье-несчастье

    Сборники

  • 1843 – Повести

    Повести

  • 1825 – Беглец (повесть в стихах)
  • 1831 – Муромские леса (повесть в стихах)
  • 1835 – Эротида
  • 1835 – Неистовый Роланд (др. назв. «Провинциальные актеры»)
  • 1836 – Аленушка
  • 1837 – Ольга
  • 1841 – Приезжий из уезда, или Суматоха в столице
  • 1842 – Карьера
  • 1843 – Райна, королева Болгарская
  • 1846 – Им привиделся сон
  • 1850 – Не дом, а игрушечка!

    Драмы

  • 1841 – Ратибор Холмоградский
  • 1842 – Колумб
  • 1844 – Волшебная ночь (по мотивам «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира)

    Рассказы

  • 1837 – Иоланда
  • 1847 – Илья Ларин
  • 1847 – Тройка Мироши
  • 18.. – Костештские скалы

    Другие книги

  • 1817 – Начальные основания арифметики
  • 1828 – Начертание древней истории Бессарабии
  • 1834 – О Господине Новгороде Великом
  • 1837 – Воспоминания о Бессарабии
  • 1840 – Древние славянские собственные имена
  • 1844 – Достопамятности Московского Кремля
  • 1856-60 – Исследования о свевах, гуннах и монголах
  • 1858 – Аттила и Русь IV и V в.
  • 1864 – Первобытное верование и буддизм
Отдельные издания
  • МММСDХLVIII год: Рукопись Мартына Задека: Кн.1-3. – М.: Типография А. С. Ширяева, 1833
      Кн.1. – 179 с.
      Кн.2. – 198 с.
      Кн.3. – 204 с.
  • Кощей Бессмертный: Былина старого времени: Ч.1-3. – М.: Типография А. Семена при Императорской медицинско-хирургической академии, 1833
      Ч.1. – 298 с.
      Ч.2. – 252 с.
      Ч.3. – 262 с.
  • Лунатик: Случай: Ч.1-2. – М.: Типография Н. Глазунов, 1834
      Ч.1. – 167 с.
      Ч.2. – 168 с.
  • Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца – Владимира: Ч.1-2. – М.: Типография Н. Степанова, 1835
      Ч.1. – 230 с.
      Ч.2. – 218 с.
  • Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский: Ч.1-2. – М.: Типография Н. Степанова, 1836
      Ч.1. – ???
      Ч.2. – ???
  • Новый Емеля, или Превращения: Роман: Ч.1-4. – М.: Типография Н. Степанова, 1845
      Ч.1. – 250 с.
      Ч.2. – 232 с.
      Ч.3. – ???
      Ч.4. – ???
  • Не дом, а игрушечка!: [Повесть]. – 1850
Публикации в периодике и сборниках
  • Эротида: Повесть // Московский наблюдатель, 1835, книга 2 (март) – с.
      То же: А. Вельтман. Повести. – М.: Типография Н. Степанова, 1836 – с.
      То же: А. Вельтман. Повести. – М.: Типография Н. Степанова, 1837 – с.
      То же: Повесть // Русская проза первой половины XIX века. – М.: Дрофа; Вече, 2003 – с.
  • Иоланда // Московский телеграф, 1837. Ч.XII. Кн.8 – с.397-446
  • Сердце и думка. Приключение: Ч.1-4. – М.: Типография Н. Степанова, 1838
  • Генерал Каломерос: Роман: Ч.1-2. – М.: Типография Н. Степанова, 1840
  • Им привиделся сон: Повесть // Библиотека для чтения, 1846. Т.77 – с.
  • Тройка Мироши: Сказка // Московский городской листок, 1847. 3-4 марта – с.
  • MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека: [Отрывок из романа] // А. Ф. Вельтман. Странник. – М.: Наука, 1978 – с.220-221
  • Александр Филиппович Македонский: [Отрывок] // А. Ф. Вельтман. Странник. – М.: Наука, 1978 – с.221-222
  • Не дом, а игрушечка!: Повесть // А. Ф. Вельтман. Повести и рассказы. – М.: Советская Россия, 1979 – с.335-365
      То же: [Повесть] // Марьина роща. – М.: Московский рабочий, 1984 – с.380-411
      То же: Русская историческая повесть первой половины XIX века. – М.: Правда, 1986 – с.
      То же: Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.322-356
      То же: Кровь за кровь. – М.: Литература: Издательский дом Родионова, 2004 – c.325-359
      То же: Русская мистическая проза. Т.1. – М.: Мир книги; Литература, 2004 – c.325-359
  • Светославич, вражий питомец. Диво времен Владимира Красное Солнце // А. Ф. Вельтман. Романы. – М.: Современник, 1985 – с.234-369
  • Аленушка: Повесть // Русская фантастическая повесть. – М.: Пан пресс, 2007 – с.307-358
Творчество автора
  • Елена Балашова. Проза А. Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Елец: Елецкий государственный университет им. А. И. Бунина, 2001. – 18 с. (о)

  • М. Лихонин. Вельтман и его сочинения // Московский наблюдатель, 1836. Ч.VII – с.223-237
  • В. Калугин. Забыт ли Александр Вельтман? // Литературная учеба, 1984, №6 – с.187-194
  • В. И. Калугин. Романы Александра Вельтмана // А. Ф. Вельтман. Романы. – М.: Современник, 1985 – с.3-21
  • А. П. Богданов. Александр Вельтман – писатель-историк // А. Ф. Вельтман. Романы. – М.: Современник, 1985 – с.458-481
  • В. А. Кошелев, А. В. Чернов (Череповец). Человек в художественном мире А. Ф. Вельтмана и Ф. М. Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Том 6. – Л.: Наука, 1985 – с.55-63
  • И. Н. Фомина. Александр Фомич Вельтман (1800 – 1870) // Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.694
  • Александр Фомич Вельтман (1800-1870) // Русская фантастическая проза эпохи романтизма. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990 – с.652-655
  • Александр Шмидт. Нет, первым был не Уэллс: [Версия о том, что, что путешествие во времени на страницах литературного произведения первым применил А. Ф. Вельтман] // Юный техник, 1991, №5 – с.57
  • Михаил Портнов. Снова о машине времени: [Ответ на заметку Александра Шмидта «Нет, первым был не Уэллс», в которой выдвинута версия о том, что, что путешествие во времени на страницах литературного произведения первым применил А. Ф. Вельтман] // Юный техник, 1991, №11 – с.60
  • И. Ильина, Г. Кривошеина. Вельтман, Александр Фомич (1800-1870): Авторитетная база данных Российской книжной палаты // Библиография, 2000, №3 – с.26-36
  • Век «нового романа»: [200 лет со дня рождения А. Вельтмана] // Книжное обозрение, 2000, 17 июля – с.3
  • Алексей Нечитайлов. Сатирик из Оружейной палаты: [О книжной выставке в Российской государственной библиотеке, посвященной 200-летию со дня рождения А. Вельтмана] // Книжное обозрение, 2000, 24 июля – с.2
  • Евгений Харитонов. «Сказка, спрыснутая мыслию»: [Об А. Ф. Вельтмане] // Если, 2001, №3 – с.251-254
  • Е. В. Абрамовских. Трансформация «фантастического» в плане продолжения А. Ф. Вельтманом незаконченной драмы А. С. Пушкина «Русалка» // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. – М.: Издательство Московского университета, 2007 – с.39-46

© Виталий Карацупа, 2005-2016