Полевой Николай Алексеевич
(22 июня 1796 – 22 февраля 1846)




«Немногие из русских писателей писали столь
много и в столь многообразных родах, как я».
(Николай Полевой)

Русский журналист, писатель, критик и историк. Родился в Иркутске в купеческой семье. Систематического образования не получил, но грамоте был обучен с раннего детства, читая книги из большой отцовской библиотеки. По его собственным словам, он прочитал тысячу томов всякой всячины и помнил все прочитанное. С десяти лет пытается издавать рукописные газеты и журналы, пишет драмы и стихи. В 1811 г. семья переезжает из Иркутска в Курск. Юный Николай Полевой некоторое время посещает московский университет, а затем самым серьезным образом принялся за самообразование. После дня работы за прилавком, ночи напролет просиживал за изучением русской грамматики и иностранных языков. В 1820-1836 гг. жил в Москве, куда по поручению отца уехал для устройства винокуренного завода. А через два года отец умирает и Полевой всецело отдается литературе, получив в том же году серебряную медаль Академии Наук за исследование о русских глаголах.
Печататься начал в 1817 году, когда в «Русском вестнике» была опубликована статья о посещении Александром I Курска. Начинает сотрудничать в московских журналах, в которых все чаще и чаще появляются стихи и статьи молодого автора. А с 1825-го по 1834 год издавал журнал прогрессивного направления «Московский телеграф». В 1831 г. его избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Являлся приверженцем романтизма, отвергающего «все классические условности и формы» и утверждающего свободу творчества поэта. Романтизм Полевой связывал с развитием идеи народности и национальной самобытности русской литературы. Романтическая трактовка темы столкновения выдающейся личности с социальной средой отражена в повестях «Блаженство безумия» (1833), «Живописец» (1833) и др. После запрещения Николаем I «Московского телеграфа» Николай Полевой некоторое время был постоянным сотрудником «Библиотеки для Чтения», редактировал такие издания, как «Живописное обозрение», «Сын Отечества», «Русский вестник», «Литературную газету».
В это время им также написана «История русского народа» (1829-1833) в шести томах, в которой он попытался показать значение народа в истории нации отличное от взгляда Н. М. Карамзина. Кроме этого его исторические труды включают также «Историю Петра Великого», «Историю Суворова», «Историю Наполеона» и другие. Полевой – автор таких романов, как, например, «Абадонна», «Клятва при гробе Господнем», «Мечты и действительность»; в его активе также «Очерки русской литературы» и «Драматические сочинения» в 4 томах. С 1834 года, в течение 8 лет, он написал около 40 драм («Параша-Сибирячка», «Купец Иголкин», «Русский моряк», «Елена Глинская»), которые имели успех на сцене, но встретили полное осуждение русской критики. Постепенно его публицистика превратила Полевого из передового человека, дававшего тон литературе, в отверженного. Покинутый всеми, не встречая ни у кого поддержки, нередко нуждаясь даже в куске хлеба, он до самой последней минуты продолжал работать.
Умер Николай Полевой в Петербурге, и самое парадоксальное, что непонятый современниками при жизни, он оказался востребованным после своей смерти. Сразу же после кончины прозаика, его наиболее беспощадный критик Белинский, в теплой статье «реабилитировал» Полевого, назвав его одним из замечательнейших деятелей русской литературы.
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
  • И. Н. Фомина. Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846) // Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.685-689

© Виталий Карацупа, 2005