Австрийский поэт и драматург. Псевдонимы: брат Фаталис (Bruder Fatalis), Розенфельд (Rosenfeld), К. А. Штиле (C. A. Stille), Козмас (Kosmas), Космос (Kosmos), Хёлер (Höhler).

Родился в Вене 6 марта 1781 года в семье состоятельного чиновника. Кастелли был первым ребёнком Игнаца Кастелли (умер в 1816 году в возрасте 91 или 94 лет), финансового советника при бухгалтерии приюта ордена иезуитов в Вене, и Доминики, урождённой Майер (умерла в 1798 году на 46-ом году жизни). Отец до роспуска ордена иезуитов (1763) был братом-мирянином и женился лишь в неполные 60 лет на женщине намного моложе себя.

Детство Кастелли провёл главным образом у своей бабушки и незамужних тётушках по материнской линии. Женщины баловали Игнаца. Их воспитание, основанное на добре и любви, помогло сформировать гуманный и добрый характер мальчика. Песенник тётушки пробудил его поэтическую жилку и уже в 12 лет он сочинил первые стихи. После школы Кастелли в Вене приступил к изучению правоведения в австрийской столице. Правда, начатое он не довёл до своего завершения. Данные о его профессиональной карьере разнятся в зависимости от источника, но известно, что Кастелли отлично знал французский язык, что ему невероятно помогло в карьере чиновника, литератора, драматурга.

Он рано полюбил театр, а так как средств для его посещения не хватало, решил выучиться игре на скрипке и таким образом получить место в театральном оркестре. И это ему удалось. Сначала он подменял своего учителя в оркестре, потом на подиуме и, наконец, на вечерних кружках актёров. Последние подкинули ему идею самому стать артистом. Так возникла роль травести в «Короле Лире», которой цензура дала уничижительную оценку. Тогдашняя мода содержать частный театр дала Кастелли возможность попытать себя на сцене. Однако, окунувшись в тайны театральной жизни, несмотря на несомненный талант и интересные предложения, Кастелли сильно разочаровался в жизни на сцене.

Между тем он продолжил своё образование, одновременно занявшись ботаникой. Финансовое положение семьи на тот момент было скромным, стипендия маленькая. Пришлось подрабатывать частными уроками. Несколько попыток найти место провалились, пока ему не предложили при условии успешной сдачи экзамена место практиканта в государственной бухгалтерии в Вене в 1801 году.

Этот пост позволял ему выделять время для писательства. Друг Кастелли, Йозеф Риттер фон Зайфрид, в то время драматург при театре «Виднер Бюне», поначалу давал Игнацу на обработку отдельные сцены и арии, позже доверил полную обработку мелодрамы «Coelina ou l’Enfant du mystère» (1800) Рене-Шарля Гильбера де Пиксерекура (1773-1844) под названием «Die Mühle am Ardennenfelsen» («Мельница у арденской скалы»). 14 октября 1802 года состоялась премьера пьесы. Её приняли с аплодисментами, но имя обработчика не было объявлено. Тогда же вышел его первый сборник стихов под названием «Поэтические пробы» под псевдонимом Розенфельд. Под своим настоящим именем Кастелли впервые выступил в 1803 году в маленькой комедии, обработке с французского, «Жизнь или смерть», да ещё и с таким успехом, что решил заниматься этим и впредь для немецкой сцены.

Когда в 1805 году французы в первый раз вошли в Вену, Кастелли получил поручение в качестве комиссара по поставкам отправиться в Пуркерсдорф. В 1809 году вновь назначенный губернатор барон фон Бартенштайн избрал Кастелли в должность секретаря. Но закончившаяся поражением битва под Регенсбургом перечеркнула это назначение. Одухотворённый живым чувством патриотизма, Кастелли выразил свою ненависть к французам через патриотические стихи. В это время он пишет несколько военных песен, призывов к солдатам и народу, которые из-за удачного стихосложения легко нашли путь в массы. Особенно у всех на устах была «Военная песня для австрийской армии». Эрцгерцог Карл (1771-1847) велел напечатать тысячи экземпляров песни и распределить их среди солдат. Имя Кастелли стояло под текстом. С этого момента французы обратили на него внимание и наряду с некоторыми другими лицами объявили в «Мониторе» вне закона, предписывая предать этих лиц немедленно военному суду, где бы те не находились. Кастелли стал одним из первых поэтов освободительных войн против Наполеона. Чем дальше вглубь страны продвигался враг, тем опаснее становилось положение для Кастелли. Поэтому он отправился в Венгрию, где уже находился император Франц.

Молодой поэт вернулся на родину лишь после 1813 года и занял должность в государственном секретариате. В 1815 году он сопровождал графа Кавриани, назначенного губернатором части оккупированной Франции, в качестве секретаря и прожил несколько месяцев в Бур-ан-Брессе. С наступлением мира Кастелли вновь посвятил себя чиновничьей службе. Вернувшись в Вену он с двойным усердием принялся за литературу и предпринял с 1819 по 1822 годы путешествия в Баварию, Тироль, Швейцарию, Милан, Венецию, прибрежные адриатические страны, где набрался богатыми и интересными впечатлениями. В Вене какое то время он жил в доме, называемом «медвежьей мельницей», а в 1815 году со своей спутницей жизни Фридерикой Майер переехал в жилой комплекс «Сад и дворец Фрайхаус». Лето они проводили в загородном доме Фридерики в Хюттельдорфе, который Кастелли унаследовал после её смерти (1833).

Чаще и охотнее всего он выступал в роли драматурга. Не обладая особым даром воображения, он чаще всего прибегал к переводам французских пьес и комедий, которые ловко обрабатывал для венских театров и порой снабжал их ариями собственного сочинения.

Кастелли написал 199 драматургических произведений: оперы, комедии, спектакли, зингшпили (немецкая и австрийская разновидность оперы, как правило, комедийного характера), из которых, как он признался в мемуарах, лишь 10 являются собственными творениями, остальное – обработки. Из всех этих 199 комедий, выходивших в издаваемом им альманахе карманного формата «Драматургические букетики» (1809,1817-1835), ни одна больше не идёт на подмостках. А вот либретто к небольшим комическим операм «Швейцарская семья» (1809) для композитора Йозефа Вайгля и «Заговорщики», сочинённые Францем Шубертом, Георгом Абрахамом Шнайдером и Розером достигли большой популярности и ставятся отчасти по сей день на сцене.

Опера (зингшпиль) «Швейцарская семья» обеспечила Кастелли выгодную должность. С 1811 по 1814 годы он был драматургом придворного театра «Винер Кернтнертортеатер» («Венский театр у ворот Каринтии»). Этот театр был построен в Вене архитектором Беруцци в 1709 году по поручению венского магистрата близ бывших ворот Каринтии (земля и историческая область Австрии). Открывала театр итальянская актёрская школа. В последующее время там инсценировались немецко- и италоязычные постановки. В 1752 году театр работал под покровительством императора, отменённого Марией Терезией, благодаря чему театр вновь отошёл к магистрату. В 1761 году «Винер Кернтнертортеатер» был разрушен пожаром, затем снова отстроен придворным архитектором Николаусом Пакасси и два года спустя освящён как «Императорский придворный театр». В начале 19 века в театре ставились исключительно балеты, итальянские и немецкие оперы. Затем его сдавали в аренду, пока в 1849 году он снова не перешёл под руководство двора. И после более чем полувековой истории «Винер Кернтнертортеатер» в 1870 году был снесён.

Кастелли отлично разбирался в венской театральной жизни. Поэтому не удивительно, что брал на себя функцию театрального критика венской театральной сцены. Долгое время был корреспондентом дрезденской «Вечерней газеты», через которую регулярно информировал публику о венских сценических постановках.

* * *

Он испытал себя почти во всех областях поэзии. Как уже отмечалось выше, его первый сборник стихов «Поэтические пробы» вышел в 1805 году в венском издательстве «Валлисхаузер» под псевдонимом Розенфельд. А напечатанный в 1826 году текст песни на нижнеавстрийском диалекте по поводу выздоровления императора нашёл столь выраженное одобрение, что Кастелли решил собрать и издать разрозненные по разным источникам работы в этом жанре. В итоге в 1828 году появился сборник стихов с непритязательным заголовком «Стихи на нижнеавстрийском диалекте». Вероятно, это лучшие его стихи, инициировавшие австрийскую поэзию на диалекте. Сам Гёте высоко оценил эти стихи. Таким образом, поэт стал одним из основателей подобного направления. В 1835 году вышло полное собрание его стихов (6 томов).

Кроме всего прочего, Кастелли активно занимался издательской и редакторской деятельностью. Он составил немало предлинных книжных серий, выходивших на протяжении многих лет в карманном формате, как, например, «Драматургические букетики» (1809-1835), «Преклонение перед женщинами» (1823-1848). Также он издавал журналы «Der Sammler» («Коллекционер») с 1808 года и «Wiener Modezeitung» («Венская модная газета») с 1815 по 1848 годы. Как издатель и сотрудник многочисленных периодических изданий в Вене и немецкоязычном пространстве он внёс существенный вклад в создание специфического образа Вены: журнал «Талия» (1810-1811), «Венский собеседник» (1822) и «Всеобщая венская музыкальная афиша» (1829-1840).

Склонный к живому общению, Кастелли стал одним из основателей литературного общества «Ludlamshöhle» («Людламская пещера», или «Пещера матери Людлам», 1819-1826), где общался с многочисленными писателями и художниками своего времени. Несмотря на его с современной точки зрения не очень большое литературное значение, он был при жизни популярнее многих своих более одарённых современников. Дружил с Антонио Сальери. К кругу знакомых относился Людвиг ван Бетховен, вместе с которым он принимал участие в прощальном ужине в честь издателя Мориса Шлезингера 26 сентября 1825 года.

В его наследии есть и более серьёзные дисциплины. Так, в 1847 году в Вене вышел «Словарь диалекта в Австрии южнее Энса», содержащий все диалектные слова нижнеавстрийского диалекта, наряду с их толкованием, происхождением и родством. Кастелли считался главным представителем уютного, порой грубоватого добродушного венского юмора. Самой успешной его публикацией были «Картинки венской жизни», которые поначалу выходили в качестве «Юмористических сочинений» между 1825 и 1832 годами в «Венском журнале» и затем были опубликованы в книжном исполнении отдельными сборниками (1828, 1835, 1844).

Проза Кастелли по утверждениям критики не слишком оригинальна и отдаёт плагиатом. И, тем не менее, другие качества этого необычного человека сумели сгладить его недостатки.

Более 40 лет он являлся чиновником. Чиновничья карьера прерывалась лишь разъездами в связи с должностью и получением образования. С 1833 по 1837 год Кастелли возглавлял Нижнеавстрийскую государственную библиотеку, которая при нём переехала из бывшей комнаты прелата нижнеавстрийского ландхауза в зал заседаний городского совета с примыкающим к нему гербовым залом, где и оставалась до 1922 года. Государственную службу он оставил в 1842-1843 году в связи с выходом на пенсию.

Благодаря полученному наследству и литературному ремеслу, особенно на поприще драматургии, он сделался состоятельным человеком, так что смог приобрести имение, замок Бергхоф под Лилиенфельдом (Нижняя Австрия), где вёл сытую жизнь старого холостяка в окружении своих коллекций. Там провёл он бурный 1848 год (революции в Европе), не принимая активного участия в политическом движении, интенсивно занимаясь садоводством и разведением цветов. Но в силу своей популярности, ему удавалось порой удерживать местное сельское население от насильственных действий. Сказалось хорошее знание менталитета и языка людей.

В последние годы жизни он продал своё красивое владение и вернулся в Вену, где вновь занялся литературой, в частности написанием мемуаров. Кастелли жил уединённо, ограничившись лишь общением с друзьями и предаваясь своим увлечениям коллекционированием. И только в летние месяцы предпринимал путешествия для укрепления здоровья.

10 марта 1846 года он стал одним из со-основателей «Нижнеавстрийского Общества против издевательств над животными» в Вене, которое существует до сих пор («Венское общество по защите животных»). Он даже имел свой девиз: «Защищать животных значит защищать людей». И после смерти завещал в фонд общества 1 000 гульденов (тогдашний почти годовой бюджет общества, соответствует примерно 9500 евро).

К тому же он был заядлым коллекционером. После своей смерти он оставил 12 тысяч театральных пьес, составивших 3 тысячи томов, коллекцию портретов известных артистов и драматургов, собрание почти всех венских театральных афиш с 1600 года. Кроме этого Кастелли собирал жестяные коробки (1 800 штук), некоторые из которых (300 штук) расписаны известными художниками того времени. Эту коллекцию в своё время купила придворная библиотека.

Скончался Игнац Франц Кастелли в возрасте 81 года в доме для престарелых «Хайлигенкройцерхоф» (исторический архитектурный комплекс в центре Вены). Его хоронят два дня спустя при большом скоплении публики в Хюттельдорфе (район Вены). Позже в его честь в 1875 году в административном районе Вены «Маргаретен» был назван переулок. А 23 июня 1895 года состоялось перезахоронение: бренные останки Кастелли обретают место в почётной могиле венской общины на центральном кладбище Вены.

Кастелли был очень популярным и заслуженным человеком своего времени. Его отличали патриотизм, гуманность, добродушие и юмор. 5 февраля 1835 года Кастелли стал почётным гражданином Вены в признании его заслуг во время оккупации Вены французами в 1805 году, а также его благотворительной и писательской деятельности.

Во время поездки по Германии в 1839 году он всюду находил тёплый приём. Его имя уже было хорошо известно в немецких землях. Университет в Йене присудил ему степень доктора юридических наук. Его заслуги перед отечеством в трудные времена были отмечены высокими правительственными наградами.

Он был членом многочисленных научных обществ, одним из самых плодовитых авторов своего времени. Его песни, баллады, сказки, легенды, басни, анекдоты, пословицы, жанровые зарисовки, застольные тосты и загадки вошли в современные журналы и альманахи.

В 1843 году вышло полное собрание сочинений Кастелли в 16 томах. Одновременно вышли 22 тома (1844-1859) его избранной публицистики. Неконфликтный мирный темперамент литератора, снискавший большую популярность у друзей-писателей, коллег, а также публики, отражается в многократно переиздававшихся мемуарах под названием «Из жизни венского феакийца» (4 тома «Мемуары моей жизни»,1861 год) – меткое изображение культурной жизни Вены «домартовского периода» (до 1848 года). Эти труды являются одним из источников для изучения истории Вены и её театральной жизни.

* * *

Мои поиски позволяют назвать пока что только два рассказа, относящихся к «тёмной фантастике». Знатоки его творчества утверждают, что вряд ли найдутся другие произведения в этом ключе. Правда, точно известно, он занимался переводами страшной сверхъестественной литературы (например, Жюль Жанен, Шарль Рабу).

Рассказ «Тобиас Гварнериус» («Tobias Guarnerius») до недавнего времени считался, вероятно, его единственным страшным рассказом, навеянным одной старинной народной легендой. Речь идёт об изготовителе скрипок, мечтающем создать музыкальный инструмент не хуже Гварнери. Достичь этого обычным путём ему не удаётся. Тогда он решает переселить душу умирающей матери в скрипку.

Другой рассказ называется «Красный плащ» («Der rote Mantel»), опубликованный в 1833 году в газете «Allgemeine Theaterzeitung und Originalblatt für Kunst, Literatur, Musik, Mode und geselliges Leben» (26 Jahrgang, Nr.74, 11.04.1833; Nr.76, 15.04.1833). В этом коротком рассказе речь идёт о таинственной встрече с дьяволом, который упорно предлагает герою надеть его красный плащ, чтобы спастись от холода. Рассказ выдержан в манере модных тогда «Ночных повестей» Гофмана.

  • 1833 – Der rote Mantel (Красный плащ) // газета «Allgemeine Theaterzeitung und Originalblatt für Kunst, Literatur, Musik, Mode und geselliges Leben», 1833, 11 апреля (№74); 15 апреля (№76)
  • 1839 – Tobias Guarnerius: Eine phantastische Interessenovelle aus den Contes bruns (Тобиас Гварнериус) // Полное собрание сочинений Дж. Ф. Кастелли (J. F. Castelli's sämmtliche Werke: Vermischte Schriften. Neue Folge): в 23 т.; т.17 – 3-е изд. – Вена, 1858 – c.125-138
  • Кастелли (Игнац Франц Castelli, 1781-1862) // Энциклопедический словарь: в 86 т. т.XIVa. – СПб.: Типография Акционерного Общества «Издательское дело Брокгауза-Ефрона», 1895 – с.691
  • Кастелли // Музыкальный словарь: в 3 т. / Сост. Х. Риман. – Москва-Лейпциг: Изд. Б. П. Юргенсона, 1904 – с.600
  • Кастелли // Малый энциклопедический словарь: в 3 т.; т.II. – СПб.: Типография Акционерного Общества «Издательское дело Брокгауза-Ефрона», 1900 – стб.1012
  • Кастелли // Малый энциклопедический словарь: в 4 т.; т.I, вып. 2. – СПб.: Типография Акционерного Общества «Издательское дело Брокгауза-Ефрона», 1907 – с.

© Вячеслав Короп, 2007-2020

НАВЕРХ