Неоконченная повесть Э. Т. А. Гофмана «Враг» (Der Feind: Fragment, 1822; опубл. 1823) переносит нас в город Нюрнберг начала XVI века, где проживает великий немецкий живописец, рисовальщик и гравёр А́льбрехт Дюрер (1471-1528), один из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Автор задумал рассказать вымышленную историю о том, будто бы у живописца был приемный сын по имени Рафаэль, хотя на самом деле у немецкого художника не было потомства. Как отмечается в повести, отец Дюрера и сын золото мастера Дитрих Ирмсхефере когда-то были большими друзьями и вместе учились рисованию, но по прошествии времени они всё больше и больше отдалялись друг от друга. «Если Альбрехта Дюрера все восхваляли и превозносили, то дела его приятеля Дитриха, наоборот, шли все хуже и хуже, и под конец его не хвалили даже за то, что действительно было достойно похвалы, сваливая все в одну кучу и называя его полотна мазней». Дюрер стал богатым и славным сыном города Нюрнберга, а Дитрих предался всем возможным порокам.

Согласно сюжету Дитрих оставил после себя сына по имени Рафаэль, который в итоге стал приемным сыном немецкого живописца. И судя по сюжетной канве повести, описываемый Рафаэль и есть тот самый великий итальянский живописец, рисовальщик и архитектор Рафаэль Санти (1483-1520), который умер в возрасте 37 лет «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно». В повести этот юноша также описывается как талантливый мастер, но с несносным и буйным характером. Автор описывает его не иначе как «...одаренном юноше, чей художественный талант можно назвать выдающимся. Уже ныне его наброскам дивится любой и каждый, и предсказание Дюрера о том, что этот юноша, вне всякого сомнения, станет великим, а может быть, и величайшим художником своего времени, вероятно и даже наверняка сбудется».

Намечается в повести и любовная линия между Рафаэлем и Матильдой – дочерью местного патриция. А также приключенческая линия в связи с появившимся в Нюрнберге под именем Зольфатерра беглом висельнике Дитрихе Ирмсхефере. Но повесть обрывается на третьей главе с дальнейшей невозможностью понять окончательный замысел автора произведения, в котором вполне реалистичный сюжет на фоне реальных исторических персонажей «завернут» в антураж вымысла и фантастики. Единственно, что заголовок повести дает понять: автор задумал представить противостояние двух бывших друзей Дюрера и Дитриха, которые теперь стали заклятыми врагами.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ