• То же: В рус. пер. под названием «Двойники»

Главные герои повести Э. Т. А. Гофмана «Двойник» (Die Doppeltgänger, 1822) – молодой дворянин Деодат Швенди и художник Георг Габерланд, которых объединяет удивительное внешнее и внутреннее сходство. Полное обретение себя связано для каждого из них с поиском от века предназначенной возлюбленной. Ее образ изначально живет в каждом из юношей, и они видят цель своей жизни в том, чтобы найти девушку, реально воплощающую этот образ, и соединиться с ней. Без этого им грозит вечное ощущение неполноты, незаконченности своего существа.

Для каждого из двойников тождественность его идеала идеалу другого становится самым тяжелым потрясением. Так Георг боится, что двойник украдет его «я» и отнимет у него возлюбленную, эти вещи для него неразделимы. То же чувствует и Деодат. Любовь для обоих героев – то ядро личности, для которого двойничество губительно прежде всего.

Единственным выходом для них оказывается отречение от воплощенной грезы и ее возвращение в мир идеального. В финале возлюбленная предстает перед героями уже не как нежная невеста, но как «ангел высшего света». Она, как и раньше, – воплощение небесной любви, однако служение ей теперь означает не стремление к земному обладанию, но отказ от него, способность найти в душе силы преодолеть вражду и увидеть в сопернике брата.

Через отречение преодолевается двойничество. Поверив, что идеал не должен и не может принадлежать ему одному, каждый из двойников обрел свое лицо и свое место в мире и восстановил истинную связь с высшей реальностью.

В ходе развертывания сюжета двойники сменяют друг друга на разных этапах реализации одной фабульной линии. Георг знакомится с Наталией (идеальной возлюбленной обоих персонажей), вступает во враждебные отношения с ее отцом, заручается помощью цыганки. Деодат осуществляет попытку похищения девушки, встречает противодействие ее отца. Логика действий этого героя задана предшествующими поступками его двойника.

При этом изначально очевидный для читателя основной конфликт (столкновение двойников) не совпадает с той фабульной линией, которая управляет движением событий (разлука и соединение влюбленных). Для читателя с первых страниц повести главным ядром сюжета становится противостояние двойников. История разлученных по воле отца влюбленных осознается в качестве стимула развития действия уже в финале произведения. Второстепенные персонажи, чьи действия оказывают решительное влияние на ход событий, не замечают конфликта двойников, принципиально важного для главных героев и составляющего основной смысл повести, о чем свидетельствует и ее название, и глубокая постановка проблемы двойничества. Таким образом, главный конфликт произведения на всем протяжении сюжета (за исключением финала) присутствует только в кругозоре ведущих героев.


© Анастасия Михалева, 2006

НАВЕРХ