• То же: В рус. пер. под названием «Взаимнозависимость событий»
  • То же: В рус. пер. под названием «Сцепление вещей»
  • То же: В рус. пер. под названием «Роковая связь событий»
  • То же: В рус. пер. под названием «Взаимная связь событий»
  • То же: В рус. пер. под названием «Взаимосвязь вещей»

Уже в самом начале повести Э. Т. А. Гофмана «Взаимозависимость событий» (Der Zusammenhang der Dinge, 1820) автор ясно очерчивает волнующую его проблему; что представляет собой мировая система? Автор сталкивает две позиции и одновременно противопоставляет друг другу главных действующих персонажей Людвига и Евхара. По мнению Людвига, мировая система есть механическая модель мира, где «весь макрокосм похож на правильно заведенные часы», что все события в жизни, даже самые мелкие и незначительные, происходят не случайно, а являются частью единой фатальной программы. Евхар придерживается мнения, «что сквозь всю нашу жизнь протянута светлая, красная нить, глядя на которую, мы можем явно почувствовать в себе присутствие высшего деятельного духа!». Иначе говоря, у каждого живущего на земле есть предназначенный план – судьба. Но наш личный выбор определяет и может изменить многое, ведь судьбой управляет наш мыслительный процесс. Таким образом, Гофман устами своих героев представляет два полярных суждения; с одной стороны – полная несвобода человека, разочарование и апатия, с другой стороны – выбор решений, возможность варьировать. Используя идею судьбы, автор выступает против весьма популярного в то время механического материализма, где абсолютизировались достижения физики и других наук, а умственные и физические процессы сводились к формам механического движения. Таким образом, Гофман предлагает новую тему для дискуссии, целью которой он видит затормозить наступление «людей- автоматов» и привлечь внимание к тем, кто стремится к духовному обогащению.

Главные действующие персонажи, представляющие полярные мнения, сами являются полными противоположностями. Гофман именует их друзьями, но эта дружба основывается не на общих интересах и взглядах, единственным связующим звеном являются проведенные вместе детские годы. Что касается всего остального, то трудно найти более непохожих людей, чем они.

Судьба предоставляет Евхару выбор: остаться в тихом обществе закостенелых людей (лишь тонко чувствующая Викторина выделяется из этой однородной массы), а значит, прекратить свой рост как личности или уехать и рисковать своей жизнью во имя правого дела, выражая протест против социального и духовного угнетения человека. Свобода выбора, таким образом, обусловливается интеллектуальным развитием. Чем более зрелы суждения человека, тем более свободен и его выбор.

P.S. Рассказ не имеет к фантастике никакого отношения.


© Т. М. Гордеёнок, 2004

НАВЕРХ