Рассказ Э. Т. А. Гофмана с условным названием «Барон фон Б.» (Der Baron von B., 1819) начинается с того, что молодой человек по имени Карл уговаривает своего учителя Хаака познакомить его с известным ценителем музыки, прусским бароном фон Б., проживающем в настоящее время в Берлине. Барон был популярен как восторженный ценитель скрипичной музыки, имеющим полное собрание музыкальных сочинений для скрипки. Он, казалось, знал об предмете буквально всё. У себя дома он устраивал собрания для таких же ценителей, да с таким толком и вкусом, что даже сам король не гнушается принимать в них участие.

И вот этот день настал. Барон изъявляет желание послушать игру Карла, а услыхав его игру, говорит, что мальчик может остаться со скрипкой, но ему нужен хороший учитель и... предлагает учиться у него! Естественно, что пораженный юноша соглашается. Но уже на первом занятии барон фон Б. разочаровывает своего ученика. «Барон что было мочи пилил по струнам; раздалось какое-то не то мычание, не то кваканье, не то мяуканье! Тон его походил на голос старухи, когда, сидя за работой, с очками на носу, она пытается затянуть старым, разбитым голосом какую-нибудь песню. И при этом он выворачивал глаза, подымал их к небу с выражением полнейшего блаженства».

Удивительно, но барон, знающий о скрипичной музыке всё и, обладая коллекцией самых лучших скрипок, сам не умеет играть на этом инструменте. Удивительно также то, что не ученик заплатил за свой урок, а барон дал Карлу новенький голландский гульден. После этого тот бежит к Хааку и, наконец, узнает в чем дело. Оказывается, барон платит деньги своим ученикам, так как для него нет высшего наслаждения, чем давать уроки таким образом. Но вместе с тем барон очень образованный человек и его советами пользуется всякий музыкант. Учитель посоветовал своему ученику чаще посещать барона, причем слушать не бредни сумасшедшего, а разумные слова знающего дело, умного человека. И Карл продолжил занятия у своего необычного учителя, получая пользу и удовольствие как от уроков, так и от его голландских гульденов.

P.S. Рассказ не имеет к фантастике никакого отношения.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ