Теодор – герой рассказа Э. Т. А. Гофмана «Выздоровление» (Die Genesung, 1822) «отправился в дальнюю, дикую чащобу, где уже раньше обнаружил чудесное дерево с наполовину засохшими, наполовину покрытыми rустои зеленью ветвями, образующими живописные кущи, дабы изобразить его в моем альбоме таким, как оно есть». Он уже начал своё занятие, когда услышал звук приближающейся кареты, а когда увидел её, продирающуюся сквозь чащи, удивился странному поведению людей, ехавших в этом экипажу по полнейшему безорожью.

Карета остановилась, из неё вышел знакомый нашему герою молодой доктор О., который огладелся по сторонам, чтобы удостовериться, что вокруг никого нет. Такое поведение показалось странным и рассказчик спрятался в кустах. А затем из кареты вышла «юная дама, столь прекрасная, столь грациозная, столь живописно драпирующаяся в шаль, что невольно наводила на мысль о юной героине какого-нибудь трогательного, душещипательного романа, выскальзывающей из кареты в пустынной местности после целой россыпи захватывающих, блистательных, великолепнейших любовных приключений». Её он тоже узнал. Это была Вильгельмина фон С. – самая прелестная девушка в Б. Она-то как раз и обнаружила затаившегося Теодора, который уже знал, что эти дволе молодых людей намеревались здесь совершить некое действо, которое назвали двумя словами: «смерть и возрождение».

И так как они обнаружили невольного очевидца, перед тем как уехать, доктор отвел в сторону героя и рассказал тому некоторые сведения о семье тайного советника фон С. А именно о дяде Зигфриде, отличавшегося необыкновенным умом. Несколько лет назад он заболел тяжелой нервной болезнью, после чего у него возникла навязчивая идея, которую окружающие принимали за помешательство. Он вообразил, будто природа, разгневавшись на леrкомыслие людей, чурающихся более глубокого познания ее законов и считающих ее чудесные, таинственные явления лишь пустой игрой, дарящеи им детские радости на жалкой арене их взрослых удовольствий, в наказание лишила их зелени. «В вечный беспросветный мрак погрузился, мол, и нежный зеленый убор весны, и страстная надежда влюбленных, и доверие израненной души, когда юный бог – солнце выманивает на свет нежные ростки иэ их укрытии, так что они, словно веселые детишки, выскакивают на поверхность и зеленеют, превращаясь в зеленые кусты и деревья, шепотом и шелестом листвы вознося хвалебную сладостную песнь своей любящей матери-земле, кормящей и лелеющей их на своеи груди».

Ничего не помогало перебороть эти навязчивае мысли старика. И он был бы обречен пасть жертвои унылой, гибельнон ипохондрии, когда доктор О. не рискнул на свой страх и риск применить к несчастному безумцу магнетизм. Нужно было использовать состояние горячечного бреда, предшествующее сну, для того, чтобы гипнотически внушить беспокойному больному успокаивающие идеи. И это как раз втайне и намеревались сделать доктор и Вильгельмина – любимица дяди Зигфрида. Когда их невинная тайна была раскрыта, они вынесли из кареты дремлющего старика и положили его под дерево в центре поляны. Девушка напевала спящему его любимую пенсю, а доктор производил свой опыт, который вскоре закончился тем, что старик проснулся и с изумлением воскликнул: – Зелень!

P.S. Рассказ не имеет к фантастике никакого отношения.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ