В сказочной повести Э. Т. А. Гофмана «Выбор невесты» (Die Brautwahl, 1819) сюжет раскручивается вокруг красивой дочери коммерции советника Альбертины Фосвинкель. Три претендента были на её руку и сердце – 48-летний правитель канцелярии Тусман, избалованный барон Беньямин и молодой художник Эдмунд Лезен. Дело происходит в Берлине и всей этой затеей втайне руководит маг и чернокнижник – трехсотлетний золотых дел мастер Леонгард Турнхейзер, который с помощью своих тайных знаний и волшебства приводит к заветной цели молодого, но богатого художника.

Но в повести куда интереснее следить за характерами описываемых Гофманом персонажей. Невзрачный стареющий мужчина Тусман, честно исполняющий свои обязанности и большой любитель чтения, даже не помышлял о женитьбе, если бы не обещание отца Альбертины выдать за него свою дочь. И богатый избалованный барон, более всего ценящий в жизни звон монет, для которого Альбертина была бы просто еще одной покупкой. Или романтичный художник, разрывающийся между пылкой любовью к красавице и желанием уехать в Рим, чтобы учиться живописи у великих мастеров.

В финале им предстояло выбрать одну из трех шкатулок, где помещался портрет Альбертины, что могло только таким способом разрешить, казалось бы, неразрешимую проблему выбора невесты. Маг Леонгард, который придумал этот хитроумный способ и который знал точно, что выбор падет на Эдмунда Лезена, тем не менее, не оставил без подарка и двоих других претендентов. Жадный барон в своей шкатулке обнаружил напильник, которым, стачивая золотые и серебряные монеты, оставляли их такими же целыми, плюс наточенное напильником золото и серебро. Это привело к исступлению старого Манассия, которому Беньямин был племянником, т.к. он более трехсот лет назад продал за этот напильник душу дьяволу. А правитель канцелярии Тусман в своей шкатулке нашел книгу с чистыми страницами. Но если сунуть её в карман и затем представить себе какую бы книгу хотелось сейчас прочесть – в кармане обнаружится как раз эта самая книга. И так до бесконечности.

Эдмунд же заручился любовью Альбертины и уехал в Рим, где уже живет более года. Их любовные послания всё реже приходят к адресату, они стали менее пылкими, да к тому же Эдмунд всеми помыслами в живописи, а Альбертину всё чаще стали видеть с подающим надежды докладчиком по судебным делам Глоксином. Такова жизнь.

* * *

Цитата из повести «Выбор невесты»:

– Тусман, вы неразумны, сокровище, обретённое вами, для вас дороже всего! Стишки должны были вразумить вас. Сделайте мне одолжение, суньте книжку, найденную в ларчике, к себе в карман.

Тусман сделал, как ему было сказано.

– Ну а теперь подумайте, какую книгу хотели бы вы сейчас иметь при себе, – продолжал Леонгард.

– О Господи, Господи, по непростительному безбожному легкомыслию я утопил в лягушачьем пруду «Краткое руководство политичного обхождения» Томазиуса! – признался смущённый Тусман.

– Опустите руку в карман, вытащите оттуда книгу, – приказал золотых дел мастер.

Тусман сделал, как ему было велено, и что же – там оказалось не что иное, как «Руководство» Томазиуса.

– Господи Боже мой! – воскликнул правитель канцелярии вне себя от радости. – Да что же это такое! Мой милый Томазиус спасён от злобной мести мерзких лягушек, которых даже ему не научить галантному обхождению!

– Тише, тише! – прервал его золотых дел мастер. – Суньте книгу обратно в карман.

Тусман послушался.

– А теперь вспомните какую-нибудь редкую книгу, за которой вы, может быть, долго напрасно гонялись и не могли достать ни в одной библиотеке.

– О Господи, – меланхолично протянул правитель канцелярии, – задумав для собственного развлечения посетить оперу, я хотел сперва несколько освоиться с благородным музыкальным искусством и постарался приобрести, пока что безрезультатно, небольшую книжку, в аллегорической форме полностью излагающую искусство композиции и музыкального исполнения. Я имею в виду сочинение Иоганна Бера «Музыкальная война, или Описание генерального сражения между двумя героинями – Композицией и Гармонией, как они объявили друг другу войну, как сражались и после кровавой битвы опять примирились».

– Суньте руку в карман, – приказал Леонгард, и правитель канцелярии громко вскрикнул от восторга, когда открыл книжку, оказавшуюся «Музыкальной войной» Иоганна Бера.

– Видите, при помощи книги, найденной в ларчике, – сказал золотых дел мастер, – вы приобрели самую богатую и полную библиотеку, подобной которой ни у кого нет, да к тому же вы можете постоянно носить её при себе. Ведь всякий раз, как вы вытащите из кармана эту чудесную книжку, она окажется именно тем сочинением, какое в данную минуту вы хотели бы прочитать.

(В начале XIX века это считалось фантасткой, а ныне, двести лет спустя, это называется электронной книгой)


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ