Повесть Э. Т. А. Гофмана «Дож и догаресса» (Doge und Dogaresse, 1818) Гофмана – чрезвычайно сложное и глубокое произведение романтической литературы. В нем много сюжетных линий, которые когда пересекаются, а когда вовсе не пересекаются между собой. В «Доже и догарессе» изображена прежде всего пышная, надменная, богатая и царственная Венеция. Над ней нависла угроза: соперница Генуя одержала победу над венецианским флотом и теперь хозяйничает на море. Чтобы отстоять самостоятельность, венецианцы призвали в герцоги старца Марино Фальери, государственного деятеля и флотоводца. Сам образ Венеции у Гофмана – единый и живой; но персонажи не образуют внешнего и внутреннего единства друг с другом и городом-государством. Они причастны Венеции и одновременно отдалены от ее жизни. Так, Марино Фальери, призванный обеспечить независимость Венеции, ничего не предпринимает для противодействия генуэзцам. Он, казалось бы, обручен с Венецией по традиционному обряду, но полноты власти у него нет; его преследует народный смех, а в среде патрициев зреет заговор. Персонажи лишь на короткое время становятся участниками исторической жизни, а затем безвозвратно отпадают от нее. То же самое касается и их отношений друг с другом. Старый дож нарисован мужем и не-мужем молодой догарессы. Они обвенчаны, но супружеских связей между ними нет. Аннунциата, догаресса, испытывает неясное любовное томление, но не знает, любит ли она Антонио или кого-то другого. Ей доступна только платоническая любовь, а не физическая близость. Иначе говоря, герои лишены полноты жизненных ощущений как во внешнем окружении, так и во внутреннем мире. Персонажи не достигают единства ни с Венецией, ни внутри себя. «В повести, – писал Н. Я. Берковский, – царят печаль и горечь отчуждения, неразлучного с самоотчуждением. У героев нет опоры и призвания, данных изнутри, ничто им не подсказано и извне». Следовательно, главное противоречие – не между персонажами, а между ними и миром вокруг них. Это противоречие проникает в их души, отчего и внутренний мир персонажей лишен полноты и единства. Мысль Гофмана состоит в том, что полнота жизни утеряна, что человек роковым образом отделен от внешнего мира и утратил внутреннюю гармонию. Трагические судьбы Марино Фальери, Аннунциаты, Антонио дают Гофману возможность выразить свой романтический идеал – мечту о полноте жизненных созвучий человека с миром и с самим собой.

P.S. Повесть не имеет к фантастике никакого отношения.


© В. И. Коровин

НАВЕРХ