Рассказ Э. Т. А. Гофмана с оттенком мистики «Кавалер Глюк» (Ritter Gluck, 1809) имеет подзаголовок «Воспоминания 1809 года», что подразумевает именно этот год, когда происходили описываемые события от имени самого автора. Будучи поздней осенью в Берлине, он случайно разговорился с одним посетителем в модной кофейне парка Тиргартен об игре местного оркестра. И так как сам был тонкий ценитель музыки, то вскоре понял, что и его случайный знакомый если не композитор, то уж во всяком случае, отлично разбирающийся в предмете музыкант. В течение нескольких последующих дней рассказчик еще не раз встречался с этим интересным собеседником, с которым можно было очень подробно и на профессиональном языке поговорить о тонкостях музыкального исполнения отдельных произведений или партий. А потом незнакомец вдруг пригласил его к себе в комнату, посреди которой стояло фортепиано, а в шкафу был целый ряд книг в богатых переплетах – полное собрание гениальных творений немецкого композитора Кристофера-Виллибальда Глюка (1714-1787).

А когда тиргартенский чудак сел за инструмент и сыграл увертюру из «Армиды», рассказчик получил несказанное удовольствие от такой мастерской игры. Одно лишь его смущало. Исполнитель при исполнении смотрел на нотные листы, на которых… ничего не было! Они были пусты. И самым невероятным было то, что на вопрос «Кто же вы?», чудесный исполнитель поначалу в молчании вышел из комнаты, а когда через четверть часа явился вновь в парадном расшитом кафтане, богатом камзоле и при шпаге, произнес тихо и с загадочной улыбкой:

– Я – кавалер Глюк!


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ